Патриотическое воспитание


Воспитатели учителя должны знать,
кого им  нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности.
     В.О.Ключевский 

        Одним из важных направлений в работе школы  является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
         Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.
        В бытность существования СССР все было более или менее понятно, перед школой стояла задача  воспитывать строителей коммунизма. Кого воспитывать сейчас? Система ценностей России ( в т.ч. православие) отличает нас от рода стран строителей рыночной экономики. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия  мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
           В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».
            Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество. Нельзя сказать, что общество сегодня лишено чувства патриотизма. Но это чувство неоднозначно, и проявляется , как мне видится, в эмоциях. Пример: футбольная команда –выиграла, значит все лавры, почести; проиграла – полное пренебрежение, вплоть до массовых беспорядков и даже убийства.
          В нынешних непростых условиях учитель должен
стремиться мобилизовать патриотиче­ский дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь
к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Ро­дины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).
        …из сочинений учащихся: сейчас, наверное, не за что
любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)", ": для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо, но нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти  ничего». «Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина?»
      Это сложные вопросы.
      Военно – патриотическое воспитание – вот казалось бы выход из сложившейся ситуации. Воспитание патриотизма на примере Великой Отечественной войны – это хорошо, но и ограниченно одновременно. То,  во что мы верили сегодня рассматривается неоднозначно(Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская).С другой стороны, ярким примером, достойным подражания, является отношение наших земляков к детям блокадного Ленинграда, которых привезли в Кузбасс во время войны. Когда обычные люди, испытывающие все тяготы жизни в тылу, не сговариваясь пришли на вокзал и приютили всех детей в своих семьях.
          Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показы­вать все достижения -  Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации не­зависимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, со­ветское или современное. И тогда ребята смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
         Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обзорная экскурсия "Памятник архитектуры 19 в. ЖД вокзал г. Тайга"